Развитие жанра романа в американской и английской литературе XX века. Разновидности: соц-психологический (семейный, роман-эпопея), философский, политический, военный, роман-антиутопия, роман-манифест (роман идей). Семейный – показывает стремление к универсализму и максимальноц концентрации материала повествования. Традиция просвещения (семья – миникопия социума), например, Голсуорси «Сага о Форсайтах». Противостоит тенденции отчуждения, описательный характер (особая роль сквозных мотивов – мотив родового гнезда, дома). Мимесис – Аристотель «поэтика» - литература должна подражать реальности. Реализм – принцип репрезентации (типизации, обобщения), общая картина реальности на примере частных случаев. Со второй половины 19 века – главное в искусстве – совершенная форма = принцип искусства для искусства. К 20 веку – кризис этого принципа. Компромисс между сторонниками мимесиса и принципа искусства для искусства находит свое отражение в творчестве Генри Джеймса. Мимесис узнавания – активизация читательского соавторства (механизмы: интертекст, интонация, заметки на полях, циклизация, возможности мотивной системы, мифосимволика). Фолкнер. Роман – эпопея – самый древний жанр (бывает: поток сознания, конструктивистский эпос).